Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

8 (8202) 62-92-91

Статьи

Ирина Лапина: «Постоянно учусь у детей, они всегда что-то новое вносят в мою жизнь»

Преподаватель «Пифагорки» — о своей работе и ментальной арифметике, похожей на спорт.

Ирина Лапина: «Постоянно учусь у детей, они всегда что-то новое вносят в мою жизнь»

Лапина Ирина Анисовна — преподаватель по ментальной арифметике, психолог, логопед, дефектолог и репетитор начальных классов. Она рассказала, как можно точно описать ментальную арифметику тремя словами, почему интеллектуальные турниры дарят детям новые эмоции и чему следует учиться у своих учеников.

— Удается ли совмещать разные направления в работе и как появилось желание попробовать себя в каждом из них?

— По образованию я психолог, логопед, дефектолог. Мне всегда нравилась психология, и я рассматривала свое развитие именно в этой области. Я успела поработать в разных сферах и примерить на себя разные специальности. Например, занималась арт-терапией с детьми и взрослыми, организовывала различные мероприятия городского масштаба для детей и молодежи, преподавала актерское мастерство и сценическую речь для аниматоров, даже пробовала себя в роли режиссера и актера. Каждый из этих периодов вносил определенные краски в мою профессиональную деятельность. Но потом жизнь подтолкнула меня к ещё одной специальности, полученной в ЧГУ. Я начала заниматься логопедией. Уже несколько лет я помогаю детям и взрослым справиться с дефектами речи и начать говорить правильно и красиво.

В Доме знаний вела математику в студии подготовки к школе «Почемучка». Это стало неожиданностью даже для меня самой, потому что в школе я терпеть не могла этот предмет. Я бы не поверила, если бы мне в школьные годы сказали, что я буду преподавать детям математику. Но это действительно так, я учила ребят складывать и вычитать, знакомила с многозначными числами, и объясняла, почему нужно любить математику. Я показывала малышам «большие примеры», где надо сложить или вычесть двух и трехзначные числа. Тогда я, практически интуитивно, использовала способы работы очень похожие на приемы ментальной арифметики.

С ментальной арифметикой я познакомилась в интернете. Сначала увидела объявление, что требуется преподаватель по ментальной арифметике, заинтересовалась и отправила свое резюме. Параллельно почитала, что же это за зверь такой — ментальная арифметика. Через некоторое время меня пригласили на собеседование. Потом я прошла обучение, в процессе которого поняла, что мне нравится ментальная арифметика, и я очень хорошо понимаю принцип работы методики, поэтому, даже не думая, стала преподавать в «Пифагорке». Работаю здесь уже два года, мне всё нравится, я очень довольна своей работой.

— Сейчас какие направления совмещаете с преподаванием в «Пифагорке»?

— Я занимаюсь подготовкой к школе и репетиторством в начальных классах, веду логопедические занятия и преподаю ментальную арифметику в «Пифагорке». Эти области тесно переплетены между собой.

Часто происходит так, что родители приводят ко мне на занятия четырехлетнего ребенка, ему нужно поставить звуки, и, соответственно, я начинаю с ним работать. Каждый ребенок хорошо чувствует педагога и быстро понимает плохой учитель или хороший. Если учитель хороший и ребенку нравится ходить на занятия, то после логопедической программы, родители просят заняться подготовкой к школе. И у нас с будущим первоклассником начинается другая работа — дошкольная. Мы учимся писать, читать, считать.

— Какой характеристикой обладает хороший преподаватель?

— Хороший преподаватель чувствует уровень, на который способен каждый из его учеников. Иногда родители приходят и спрашивают: «Мы собираемся в сильную школу. Как думаете, наш ребенок потянет?». Я всегда отвечаю, что нужно выбирать не школу, а учителя. Если учитель хороший — ребенок потянет любую программу, а если с учителем будут сложности, то начнутся проблемы даже с самой легкой программой.

У меня занимались детки очень умные и талантливые, но они были невероятно активными и им тяжело сидеть на месте. Такие ученики для одного педагога станут настоящим кошмаром, и будут плохо учиться, а для другого — сокровищем и тогда будут лучше всех в классе. И вот мы видим две крайности, которые очень часто случаются на практике.

— Назовите 3 слова, которые максимально четко охарактеризуют ментальную арифметику.

— Быстрота, точность, развитие.

— На сайте «Пифагорки» написано, что подход к обучению детей для вас достаточно точно отражается в таком выражении: «В каждом ребенке горит огонек гениальности, задача взрослых подбросить нужные дровишки». Как это сделать?

— Говорят, что все дети рождаются гениальными, а задача родителей до 4 лет эту гениальность заметить, и помочь ей развиться во что-то крупное. Но как раз в этом возрасте начинаются сложности. Со всех сторон на ребенка воздействуют взрослые: «Не лезь сюда!», «Не трогай это!», «Не делай это!». И начинается закапывание гениальности малыша, он учится существовать в навязанных ему взрослыми рамках.

Мне кажется, воспитание детей — это более творческий процесс, чем все привыкли считать. Например, когда работала в детском саду и вела «Родительский клуб» говорила родителям, чтобы они не водили своих детей в «Детский мир». Когда я впервые оказалась в этом магазине, в уже достаточно взрослом возрасте, с двумя взрослыми детьми, испытала потрясение от увиденного. Захотелось всё потрогать, понажимать на все кнопки и поиграть во все игрушки. И я даже потрогала и понажимала на всё что можно. Мне хотелось забрать все с собой. Если мне так было интересно, то представляю, как себя чувствует маленький ребенок в этом, забитом разнообразными игрушками, магазинище!

Мои дети обходились без дорогих и сложных развлечений. У нас дома была песочница, макароны разного размера, которые можно было красить, а потом нанизывать на нитки, многофункциональные игрушки, с которыми в разных обстоятельствах можно играть. Нужно хорошо понимать, что любой производитель игрушек работает, прежде всего, на свой карман, каких бы красивых слов он ни говорил о детском развитии.

— Какая атмосфера царит на ваших занятиях?

— У нас создается легкая атмосфера. Я детям ничего не запрещаю, но часто предупреждаю: «Чем больше вы болтаете, тем меньше у нас времени на игру». Даю всем ученикам разные задания, подбираю упражнения по уровню сложности. И сделать эти упражнения нужно обязательно, иначе не хватит времени поиграть. Когда случается так, что ребенок все занятие отвлекался и не успел сделать задание, а потом не стал по этой причине с нами в конце играть, это служит ему хорошим уроком. В следующий раз такой ученик уже сделает выводы и будет беречь свое время и грамотно распоряжаться ресурсами.

Конечно, абсолютной тишины, как в школе, у нас нет. Тишина бывает, если мы готовимся к турниру. Недавно готовились к городскому турниру, создали нужную обстановку на занятии и даже родители удивились, когда пришли забирать детей. Сказали: «Ничего себе, как у вас сегодня тихо! Даже непривычно».

— Что бы вы изменили в школе?

— Я бы изменила систему образования, особенно в начальной школе. Я готовлю детей к первому классу, поэтому вижу ситуацию изнутри. Готовимся с ребенком к школе, он учится писать, считать и читать, следовательно, идет в школу уже подготовленным и заинтересованным в учебном процессе. А в школе, например, его ждет очень слабая и плохо проработанная программа, по ней дети в первом классе проходят цифры и буквы. Ребенок понимает, что он все знает, ему не интересно учиться, появляется привычка ходить в школу и ничего там не делать. Но время идет, ученик переходит во второй класс, в третий, там уже надо активно включаться в работу, внимательно слушать на уроке, тщательно выполнять домашнее задание, а ребенок отвык учиться.

Еще я бы изменила количество человек в классе. Сегодня в школах 30 учеников на одного учителя — это считается нормальным. Но это очень много, конечно. Я думаю, что 15 человек в классе — допустимый максимум.

— Вы многому учите детей, а кто или что учит вас?

— Меня всегда учит жизнь. Она самый главный учитель. Многому учусь у детей. Например, они меня продвигают в техническом плане. Я теперь хорошо разбираюсь в телефонах и компьютерах, могу нужную информацию найти в интернете. Учусь у детей постоянно. Они всегда что-то новое вносят в мою жизнь. Недавно мальчик, который ходит ко мне на занятие по ментальной арифметике, учил меня здороваться по-китайски. Дело в том, что он изучает китайский и решил в мой словарный запас добавить несколько выражений на этом языке. Было интересно.

Я считаю, что учиться нужно всегда вне зависимости от возраста и положения. Нет предела совершенству.

— Какие вопросы чаще всего волнуют родителей, которые приводят своих детей на ментальную арифметику?

— Многих очень удивляет тот факт, что у нас нет тишины на занятиях. Некоторые родители, почитав информацию в интернете о ментальной арифметике, уверены, что их ребенок будет идеально считать уже после первого занятия. Но в таких случаях я всегда привожу пример со спортом. Группу спортсменов тренирует один и тот же тренер, в одних и тех же условиях, дает одни и те же задания и объясняет одним и тем же языком. А получается, что результат у всех разный. Одни становятся олимпийскими чемпионами, другие просто спортсменами и, впоследствии, хорошими тренерами, а третьи занимаются спортом просто для здоровья. И это нормально, потому что все люди разные.

— Но польза от ментальной арифметики будет в любом случае?

— Да, конечно.

— Что дает детям турнир по ментальной арифметике?

— Во-первых, турнир — это другая обстановка. На занятия они ходят к одному преподавателю и атмосфера уже привычная, а здесь встречают других людей, знакомятся между собой, иногда даже встречают своих знакомых, которые тоже ходят на ментальную арифметику, но к другому преподавателю. Во-вторых, это определенное испытание для ребенка. Нужно собраться и показать, чего он достиг и как хорошо умеет считать.

После турнира я обычно устраиваю беседу с учениками. Хвалю тех, кто победил, а остальным советую серьезнее относиться к занятиям. Ведь побед на пустом месте не бывает, необходимо усердно заниматься в учебном центре и дома. Очень важна поддержка родителей, которые относятся к ментальной арифметике не как к очередной секции после школы, а как к эффективной возможности развивать своего ребенка.

— Творческий вопрос: какую суперспособность хотели бы иметь?

— Летать. Сначала подумала, что было бы хорошо быть сильной. Но зачем нужна сила нам, женщинам? Для силы есть мужчины. Кроме того, силу можно развить в себе даже девочкам и это уже перестает быть суперспособностью. А вот умение летать — это не только очень интересно и необычно, но и весьма практично. Можно было бы летать к маме на выходные, она живет в Мурманской области. А еще можно на юг летать хоть каждый день.

— Расскажите о себе не как о преподавателе.

— По знаку зодиака я — Водолей. Это объясняет, почему я разносторонняя личность и откуда у меня такой неподдельный интерес ко всему новому и необычному. Считаю себя очень общительным человеком, думаю, нет таких людей, которые меня ненавидят. Бывает, что мы с людьми не сходимся по интересам или во мнениях и перестаем общаться, но я не держу никогда зла и надеюсь, на меня никто не обижается. Я очень трепетно отношусь к брошенным животным, стараюсь по возможности помогать приютам финансово. У меня дома есть животные, взятые из приютов, и я посвящаю им много свободного времени. Еще я очень люблю лошадей. Общение с этими прекрасными животными, прогулки верхом — это способ избавиться от любого стресса.

Лидия Озерова

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
×

Запишитесь на бесплатное занятие по ментальной арифметике прямо сейчас!

ЗАПИСАТЬСЯ